ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Управление является важнейшей составляющей успешного функционирования любой компании, организации или учреждения. Разработанная в ИВЦ корпоративная информационная система позволяет обеспечить комплексную оптимизацию управления вузом по следующим направлениям: Использование КИС вуза приводит: Комплексное обеспечение бизнес-процессов вуза. КИС обеспечивает максимально широкий охват всех сторон управления вузом, поэтапно либо объединяя имеющиеся в вузе информационные системы, либо обеспечивая за счет своих ресурсов выполнение их функций. Особое внимание уделяется главной деятельности вуза — образовательной - для обеспечения качественно нового уровня образовательного процесса. Максимальное отражение специфики деятельности пользователей всех уровней. Модули встроены в бизнес-процессы.

Решения для высших учебных заведений (ВУЗов)

Особенности управления экономическими процессами в Вузе Д. Вместе с тем вуз - слабо изученная с точки зрения теоретического и практического менеджмента организация. В настоящее время отсутствуют единые научно обоснованные и эмпирически апробированные стандарты и методы управления в российских вузах в условиях становления рыночной экономики в России.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ВУЗЕ. В настоящее время, достаточно большое число организаций, включая вузы.

Предлагаемые изменения должны способствовать получению эффективного результата с точки зрения интересов всего университета: В работе автором предложены рекомендации по изменению организационной структуры кафедры. В качестве инновационной организационной структуры предлагается использовать матричную структуру и проектное управление. Рассмотрены основные принципы реализуемой в вузе системы оплаты труда, позволяющей оценивать вклад структурного подразделения и каждого сотрудника кафедры в достижение общих целей вуза.

Внедрение на кафедре инновационных методов управления: СМК, ССП и АИС предназначены для совершенствования системы управления деятельностью кафедры и качества подготовки специалистов за счет формирования стратегии ее развития, повышения ответственности и заинтересованности в результатах деятельности, постоянного совершенствования бизнес-процессов. Улучшение процессов управления кафедральной деятельностью достигается за счет:

Статья посвящена вопросам управления вузом на основе процессного подхода. Раскрыта сущность этого подхода и особенности его применения в управлении вузом, разработана процессная модель деятельности вуза, описывающая основные процессы в вузе. . В условиях современной рыночной экономики проблемы управления высшим учебным заведением приобретают первостепенное значение. Их сложность и актуальность определяются интенсивным развитием вузов, многообразием источников финансирования, обилием видов и форм учебной, научной, производственной и хозяйственной деятельности, необходимостью адаптации к постоянно меняющейся инфраструктуре российской экономики, потребностью анализа рынка образовательных услуг.

Очередной этап обсуждения в общественных, профессиональных и научных дискуссиях связан с проводимой политикой в сфере высшего образования РФ.

И.В. Горюнов, В.С. Гуров. УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БИЗНЕС- ПРОЦЕССОВ ВУЗА структуре управления ОУ (и в организационной структуре);.

Найти в словарях В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т. В связи с этим сегодня идет становление новой модели вузов, что является для них как минимум условием повышения качества оказываемых услуг и эффективности деятельности, а в конечном итоге - залогом сохранения статуса компетентного социального института.

В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т. В основе этой модели лежит концепция предпринимательского вуза, отличительная особенность которого - в его гибкости, активной, инновационной политике, сориентированной на упреждающие действия на рынке [3]. Становление новой модели вуза, очевидно, предполагает целенаправленное преобразование всей системы экономических отношений вуза с тем, чтобы они могли обеспечивать гибкость его деятельности.

В Концепции модернизации российского образования формирование эффективных экономических отношений в образовании выделено в числе приоритетов образовательной политики РФ [9]. При этом, на наш взгляд, особую роль играет преобразование внутривузовских организационно-экономических отношений. Прежде чем изложить сущность предлагаемого метода совершенствования этих отношений, ориентированного на решение задачи придания гибкости деятельности вуза, кратко охарактеризуем содержание, элементы и структуру внутривузовских организационно-экономических отношений.

При выделении внутривузовских организационно-экономических отношений нами использован методологический подход к классификации экономических отношений по критерию характера воздействия тех или иных факторов на функционирование и развитие экономической системы [10, с. В качестве таких факторов выступают, во-первых, техника и технология, во-вторых, характер присвоения экономических ресурсов и результатов производства, или отношения собственности, и, в-третьих, организация и управление.

В соответствии с этим различают технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. Совокупность экономических отношений вуза, выделенных по рассматриваемому критерию, представлена на рис.

Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Проблемы автоматизации бизнес-процессов вуза, посредством разработки интегрированной информационной системы управления. . Предлагается комплекс рекомендаций по разработки ИИС. Ключевые слова Управление вузом, интегрированная информационная система вуза, эффективность управления вузом.

Реализация задачи повышения эффективности управления вузом может быть обеспечена автоматизацией учебного процесса и документооборота, позволяющей организовать грамотный менеджмент на всех уровнях организационной структуры вуза. Для решения поставленных задач требуется создание автоматизированной системы управления вузом.

которые могут быть применены в работе подразделений вуза. бизнес- процессов, а также поддержки полного цикла управления сложными системами.

Переход от версии к версии происходит без потери данных. Эта технология дает возможность развивать объекты системы, исключая какие-либо коллизии и конфликты, связанные с данными. Особенностью этого модуля является отсутствие этапа программирования при настройке пользовательского приложения. Все операции при создании формы выполняются на основе общения пользователя с системой через диалоговые окна, где с помощью стандартных элементов управления пользователь выставляет нужные ему свойства и опции.

Использование такого подхода позволяет добиться предельной простоты при работе с системой, что делает данный инструмент доступным конечному пользователю. Однако, следует заметить, это нисколько не ограничивает функционал пользовательских приложений. Напротив, это дает возможность быстро и адаптивно производить разработку и настройку приложений. В случае возникновения необходимости внести какие-либо изменения в приложение, пользователь также может изменить форму в соответствии со своими требованиями, без помощи программиста.

Принципы разработки функциональной модели образовательного портала вуза

Следовательно, для сохранения устойчивых рыночных позиций и конкурентных преимуществ в сложных и неопределенных условиях вузам необходимо уделять пристальное внимание разработке эффективной стратегии управления развитием учреждения, учитывающей не только тенденции отраслевого окружения, ключевые движущие силы отрасли, но и потребности потребителей, а также преимущества других игроков рынка. Сложные условия предопределяют изменение подходов к оценке и прогнозированию динамики внешнего окружения и внутренней среды вуза, которая предшествует разработке стратегии развития.

Таким образом, для того чтобы в долгосрочном периоде оставаться конкурентоспособным, вузу необходимо разработать и применять такую модель стратегического управления и инновационного развития, которая позволит реализовать задуманную стратегию, проводить систематический мониторинг макро- и микроокружения и адаптироваться под изменения факторов внешней среды[4].

Примеры бизнес-моделей и процессов Высших учебных заведений (ВУЗов) Система бизнес-моделирования и управления эффективностью.

Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Формирование образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалиста с использованием технологии дистанционного обучения: Преемственность в обеспечении компьютерной подготовки учащихся начальной и средней школы: Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности: Переход к информационному обществу в полной мере возможен путем создания информационной и технической инфраструктуры ИТ-инфраструктуры , которая удовлетворяет потребность общества в образовательных услугах, а также через формирование механизмов и достаточных условий по внедрению уже существующих информационных технологий ИТ в образовательные и научные организации [1, 14].

Эти направления деятельности являются актуальными, что подтверждает факт создания совета по развитию информационного общества и разработке стратегии развития информационного общества РФ. К основным задачам данной стратегии относятся и задачи, связанные с информационной средой образовательного процесса [3, 4, 6]: В современных условиях постоянного изменения и развития ИТ-решений управление становится сложнее. Это касается не только финансовых отраслей деятельности, но в том числе и образования.

Ваш -адрес н.

Одна из основных проблем управления высшим учебным заведением в России в настоящее время заключается в том, что из научно-образовательной структуры оно должно превратиться в коммерческо-финансово-научно-образовательную систему. Это влечет за собой глобальные изменения не только в системе управления, но и в самой организационной структуре вуза. Перестройка организационной структуры вуза повлечет за собой выделение финансовой подсистемы, отвечающей за внедрение и реализацию стратегического планирования.

Совершенствование процессов развития многоканального финансирования, развитие материально-технической базы для повышения уровня и качества учебного процесса приведет к установлению соответствия с мировыми стандартами.

Бедрина Светлана Львовна. Реинжиниринг бизнес-процессов в условиях внедрения инновационных методов управления вузом: диссертация.

Реинжиниринг бизнес-процессов в условиях внедрения инновационных методов управления вузом Бедрина Светлана Львовна Диссертация - руб. Реинжиниринг бизнес-процессов в условиях внедрения инновационных методов управления вузом: Совершенствование системы управления высшим образованием в условиях развития инновационной экономики знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий является одной из важнейших социально-экономических проблем.

Необходимость совершенствования системы управления высшего образования на современном этапе обусловлена постоянными и быстро меняющимися организационными и экономическими условиями деятельности вузов, жесткой конкурентной борьбой на рынке образовательных услуг, нечеткой и нестабильной позицией государства по отношению к высшей школе. Высшие учебные заведения, став полноправными субъектами рыночной экономики, самостоятельно определяют направления своего развития, цели и методы их достижения, согла-суя их с целями государственной политики в области образования, обозначенными, в частности, в Федеральной целевой программе развития образования в гг.

Решение на государственном уровне таких стратегических задач, как: Кроме того, в соответствии с изменениями в общественной и экономической жизни общества изменились требования к уровню и качеству образования других заинтересованных сторон. Возросшие требования общества к качеству образования сделали его основополагающей характеристикой при оценке деятельности высших учебных заведений в целом. Изменения, происходящие во внешней среде высшего учебного заведения, требуют адекватной реакции вузов и, прежде всего, внедрения организа ционно-управленческих инноваций, включающих стратегическое планирование; систему сбалансированных показателей, всеобщий менеджмент качества, бюджетирование, ориентированное на результат, управление проектами, реинжиниринг бизнес-процессов и другие управленческие инновации.

В настоящее время университетский менеджмент, внедряющий управленческие инновации, испытывает ряд проблем, к основным из которых молено отнести следующие: Решение указанных проблем в процессе внедрения инновационных методов управления предполагает интеграцию различных методов, основанных на процессном управлении и реинжиниринг бизнес-процессов, в первую очередь управленческих.

Применение метода анализа иерархий для ранжирования бизнес-процессов (на примере ВУЗа)

Управленцы-профессионалы востребованы во всех сферах. Кто они -"технари" или экономисты? Для оптимизации бизнес-процессов без активного использования информационных технологий не обойтись. Германия взялась за разработку и реализацию соответствующих проектов уже лет 15 назад. В России же, к сожалению, это поняли с некоторым опозданием, и теперь нужно наверстывать упущенные возможности.

Управление вузом в современных условиях невозможно без свободно распространяемой системы управления бизнес-процессами JBoss JBPM.

Управление контингентом студентов Опубликовано Для ведения сведений о студентах на основе Базовых учебных планов БУП автоматически формируется структура штатного расписания студентов, которая представляет собой иерархический список с уровнями: В данной структуре запись листового уровня план обучения содержит сведения о плановом количестве студентов, занятых местах, наличии свободных мест.

Карточка студента формируется после утверждения Приказа о зачислении или переводе студента Планирование учебного процесса Опубликовано Механизм планирования учебного процесса вуза базируется на работе с учебными планами - Базовыми и Рабочими. БУПы являются связующим звеном между объектами модулей Учебного процесса. В соответствии с ними учитывается движение контингента студентов, формируются учебные планы на каждый год обучения, по которым рассчитывается Автоматизация проведения приемной кампании Опубликовано Процесс проведения Приемной кампании условно можно разделить на этапы: На каждом из перечисленных этапов в Системе формируется и обрабатывается набор соответствующих документов.

На этапе подготовки к проведению Приемной кампании вуза в Системе формируются Планы набора, в которых указываются основные условия приема текущего года на направление подготовки

Управление трансформацией бизнес-процессов современного университета в России

Анализ внешней среды основывается на факторах, которые оказывают наибольшее воздействие на работу вуза: Для ответа на третий тип вопросов ректору предоставляются средства моделирования деятельности вуза. Новый подход к моделированию динамических процессов, к которым также относятся процессы вуза, предлагает концепция процессов преобразования ресурсов [ ], синтезированная на базе вышеупомянутых математических схем. Под процессом преобразования ресурсов ППР будем понимать непрерывный или дискретный процесс преобразования входа ресурсов, необходимых для выполнения процесса в выход продуктов - результатов выполнения процесса.

Учебный процесс вуза; бизнес процессы; моделирование; Сравнение существующих информационных систем управления учебным процессом вуза.

Формализация отношений в сфере ИС между организацией и работниками. Администрация Принятие инновационной политики. Принятие решений в области инновационной деятельности. Работники организации Творческая деятельность. Участие в коммерциализации инновационных разработок. Обычно выделяют два основных подхода к моделированию бизнес-процессов [ 2 ]: Системное рассмотрение совокупности процессов.

В рамках первого подхода процесс рассматривают как устойчивую целенаправленную совокупность видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителей. Существенным недостатком подхода является отсутствие наглядного понимания сквозных процессов, а важнейшим достоинством — четкое определение границ процессов, ответственности и взаимодействия, а также владельцев процесса.

модели (описания) бизнеспроцесса вуза при внедрении процессного управления

Любая корпоративная информационная система имеет в качестве фундамента справочные данные, содержащие информацию по структуре и обеспечивающие функционирование остальных подсистем. Контекстная диаграмма, глобально описывающая процесс формирования структуры данных по учебной деятельности, представлена на рисунке 1. Контекстная диаграмма процесса формирования структуры данных по учебной деятельности Для обеспечения основных бизнес-процессов вуза, которые, прежде всего, связаны с учебным процессом, выделим функциональные подсистемы модули , которые используют информацию по структуре в качестве единых справочных данных: Оперативное управление данными справочниками должна выполнять служба управления учебной деятельностью учебный отдел или учебно- методическое управление.

Это обосновывается спецификой информации — она должна заноситься централизовано и быть актуальной для всех подразделений вуза.

Моделирование бизнес-процессов в средах Fox Manager и Business .. взаимодействующих процессов, а управление Вузом осуществляется через.

Система бизнес-моделирования и управления эффективностью"Бизнес-инженер" Система Бизнес-инженер — профессиональное программное средство бизнес-моделирования, разработки регламентирующих документов и управления эффективностью организации. Бизнес-инженер поддерживает полный цикл бизнес-анализа и проектирования деятельности организации - от разработки стратегических целей и ключевых показателей до построения оптимальных бизнес-процессов и организационной структуры, их поддерживающей.

Мы предлагаем, как базовые курсы обучения, так и специализированные, а также курсы, которые могут быть адаптированы под конкретные цели и задачи ВУЗа. Также возможна разработка новой функциональности в системе Бизнес-инженер под индивидуальные задачи и потребности. Корпоративное обучение рабочие сессии Большинство из предлагаемых УЦ БИТЕК базовых программ проводятся в корпоративном формате и могут быть адаптированы к специфике организации. Также мы можем разрабатывать индивидуальные программы обучения согласно техническому заданию.

Корпоративная рабочая сессия проводится для специалистов одной организации и имеет следующие выгоды и преимущества: Количество участников не ограничено. Проводится на территории организации. Программа сессии адаптируется под цели и задачи организации.

Построение системы управления бизнес процессами крупного предприятия / Вебинар