Инвестиции в человеческий капитал: теория и практика

Красноярск , кандидат экономических наук Образование и развитие человеческого капитала в России В статье рассмотрены теоретические подходы к определению понятия человеческого капитала. Дана характеристика современного состояния человеческого капитала в России, изучаются проблемы его развития. Представлены результаты современных оценок отдачи от инвестиций в российское образование Ключевые слова: В настоящее время все более популярной становится точка зрения, в соответствии с которой человеческий капитал — это наиболее ценный ресурс общества, имеющий гораздо большее значение, чем природные ресурсы или накопленное богатство. По мнению большинства экономистов, решающая роль в формировании человеческого капитала принадлежит образованию. Сегодня образование становится главным фактором успеха компании на рынке, экономического роста страны и увеличения ее научно—технического потенциала. Понятие человеческого капитала можно найти в трудах У. Петти, А. Смита, К. Так, К.

Об экономической эффективности инвестиций в образование

Это прежде всего вложение в его образование - инвестиции в школы и вузы, в карьерный рост молодого специалиста, в подготовку кадров. Вкладывая в образование, страна вкладывает в свое будущее. Вот уже третий год лучшие школы и вузы, талантливая молодежь, учителя получают мощную финансовую поддержку в рамках приоритетного национального проекта. Уже более 10 тысяч школьников, студентов и аспирантов - победителей различных соревнований, олимпиад и конкурсов - государство поддержало солидными"вливаниями" - по 60 и 30 тысяч рублей.

ОТДАЧА ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ. Описание: Статистический обзор сферы образования и особенности её развития в.

Исследования нобелевского лауреата Джеймса Хекмана и его учеников о производительной функции и отдаче от инвестиций в образование показали, что вложения в самом раннем возрасте лет являются наиболее эффективными с точки зрения развития человека. При этом наибольший эффект достигается при работе с детьми из семей в трудной социально-экономической ситуации. Это известное исследование по сути перевернуло взгляд человечества на дошкольное образование, которое начало рассматриваться как инвестиция, а не расходная статья бюджета.

Более категоричные ученики Хекмана, которые изучали эластичность вложений в когнитивные и некогнитивные навыки детей, пришли к выводу, что инвестировать в то, насколько человек станет сообразительным в будущем, имеет смысл только до достижения ребенком 5-летнего возраста. Однако вкладываться в детей в расчете на то, что они вырастут самостоятельными в принятии решений, хорошими коллегами, ответственными и этичными работниками, можно всегда. Говоря о цифрах, довольно любопытно изучить результаты исследований, которые в разное время проводились в США и Великобритании.

Особый интерес представляют долгосрочные исследования, когда эффект от программ раннего детского развития прослеживается на сроках до 40 лет.

Формирование человеческого капитала связано с его созданием, поддержанием, оценкой затрат на обучение, повышением профессионального уровня, созданием благоприятных условий труда, реализацией политики мотивации. Профессиональные основы базовой подготовки закладываются в процессе обучения и накопления интеллектуального потенциала. Человеческий капитал как социально-экономическая категория подлежит оценке и мониторингу.

Для разработки управленческий решений в сфере управления человеческим капиталом и затратами на процессы обучения: Проблема его измерения имеет множество решений, ни одно из которых не может претендовать на статус комплексного и системного. Несмотря на отсутствие, не только общепринятой методики измерения эффективности инвестирования в человеческий капитал, но и единого теоретико-методологического подхода, необходимость определения такой эффективности очевидна.

В фокусе этого исследовательского направления отдача инвестиций в образование и человеческий капитал, влияние человеческого капитала на.

инвестиции в человеческий капитал Человеческий капитал - это потенциальная способность человека рабочей силы приносить доход. Понятие"человеческий капитал" было введено теорией человеческого капитала, рассматривающей любые затраты расходы , развивающие способности человека как инвестиции, которые будут многократно компенсированы ростом дохода в будущем. Такой подход к рабочей силе аналогичен подходу к инвестициям в любой экономический ресурс.

Например, затраты на модернизацию оборудования приводят к большей производительности данного ресурса, и следовательно, он приносит больший доход. инвестиции в человеческий капитал включают затраты на образование, здравоохранение и на мобильность рабочей силы. Расходы на общее и специальное образование, формальное и неформальное, на профессиональную подготовку работника на рабочем месте развивают способности работника, повышают его квалификацию, делают его труд более профессиональным и более производительным, что находит выражение в более высоком уровне заработной платы.

Труд здорового работника более производителен. Но здоровье в значительной степени зависит от затрат на медицинское обслуживание например, расходы на профилактику заболеваний , на занятия спортом, на улучшение жилищных условий. Расходы на мобильность рабочей силы также являются инвестициями в человеческий капитал, так как позволяют работникам мигрировать в регионы с более высокой производительностью труда и, следовательно, с более высокой рыночной ценой рабочей силы.

инвестиции в персонал — способы и расчет эффективности

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность Кирьянов А. Оглавление В отечественной экономической литературе дореформенного периода идея анализа экономической отдачи от созидательных способностей человека не нашла должного отражения. Теория человеческого капитала исходит из того положения, что капитал - это некоторый запас благ, который накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям.

инвестиции в теоретическое, практическое и научное образование Отдача от инвестиций в миграцию выше среди образованной молодежи.

Поэтому можно сказать, что производительные и неотделимые от индивида способности трактуются как капитал. Использование данного понятия предоставляет новые возможности для изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, улучшение уровня жизни, место и роль образования и здравоохранения в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда. Оценка составляющих человеческого капитала происходит на разных экономических уровнях: При всем многообразии методов выделяют несколько базовых подходов к оценке человеческого капитала, основанные на: Следует отметить, что в каждом подходе существует ряд сложностей и противоречий.

Так, при оценке человеческого капитала на основе инвестиций многие ученые придерживаются мнения, что для формирования человеческого капитала необходимы все затраты, которые направлены на поддержание жизнедеятельности человека. Сторонником данного метода был Эрнст Энгель, он считал, затраты на воспитание детей могут быть оценены и взяты как мера денежной стоимости детей для общества. Точка зрения других заключается в том, что затраты на производство человеческого капитала приравниваются только к затратам, увеличивающим производительные способности людей, например, инвестиции в сфере формального обучения.

Под формальным обучением понимается система образования. Однако хотя такой вид затрат сравнительно несложно определить, он составляет лишь часть всего накопленного человеческого капитала. В образовательную составляющую ЧК, по мнению Кендрика, помимо формального обучения, входят также неформальное обучение самообразование, средства массовой информации, культурно-просветительские учреждения и т.

Следует отметить, что метод Кендрика, несмотря на всю полноту учета затрат по формированию человеческого капитала, малоприменим в практических расчетах. Он не отражает реального объема человеческого капитала, задействованного в трудовом процессе, несовершенен из-за условности и отсутствия статистического сопровождения включаемых затрат, дает завышенные результаты вследствие отнесения затрат на культурное развитие личности к образовательной, а не к культурной составляющей капитала человека, не учитывая при этом моральный износ человеческого капитала устаревание знаний и навыков.

Кроме того, в условиях нестабильных цен метод не позволяет производить инвентаризацию затрат разных периодов без учета инфляционной составляющей и сопоставлять в дальнейшем со стоимостью эпизодически переоцениваемого основного производственного капитала.

Теория человеческого капитала

Приятное чтение Бизнес строится на взаимоотношениях людей. Как сказал Дейл Карнеги: Сотрудники предприятия не совсем друзья, но та же идея применима. Предложить персоналу очевидные выгоды — значит увеличить мотивацию, производительность и лояльность.

Из семей, не имеющих в своем составе лиц с высшим образованием, на . Норма отдачи от инвестиций в образование варьировалась от 2,3% для.

инвестиции в здравоохранение направлены на обеспечение повышения работоспособности и производительности труда человека. инвестиции в капитал культуры для общества носят, прежде всего, социально-культурно-творческий характер, создающие условия для профессиональной подготовки работника развитие самовыражения, социальной мобильности, накопление культурных и духовных ценностей.

Отдача от инвестиций в миграцию выше среди образованной молодежи. Чем моложе человек, тем шире территориальные и продолжительнее временные горизонты, в пределах которых он может мобилизоваться и получать доходы от данного вида инвестиций. В эпоху инновационного развития актуально расходы на фундаментальные научные и прикладные исследования относить к инвестициям в человеческий капитал.

Численность персонала занятого научными исследованиями и разработками сильно зависит от инвестиций в основной капитал коэффициент корреляции 0, [30]. Для сравнения:

Детство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост

Рустамова Д. В настоящее время для общества, а также для экономических, социальных и политических отношений, переживающих процесс обновления и либерализации, необходима действующая в соответствии с данными процессами система образования. Поэтому система образования является приоритетным направлением в сфере социального прогресса Республики Узбекистан.

Как правило состояние национальной экономики зависит от специалистов, работающих в ней, профессиональная подготовка которых в свою очередь зависит от развитости уровня системы образования. Сфера образования является одной из множеств инструментов достижения экономического роста. Президентом нашей республики на основе концепции социально-экономического и приоритетного развития в условиях модернизации экономики и структурного преобразования уделяется огромное внимание дальнейшему усовершенствованию системы переподготовки и квалификации профессиональных кадров.

Инвестируя в дошкольное образование, страны вкладываются в и отдаче от инвестиций в образование показали, что вложения в.

Контакты Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал При оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал используется тот же инструментарий, что и в целом для оценки отдачи реальных инвестиций. Основными показателями являются: Чистая приведенная стоимость рассчитывается как сумма всех дисконтированных денежных потоков, генерируемых в процессе использования человеческого капитала, в сравнении с инвестиционными затратами.

Её величина должна быть положительной; чем выше величина , тем выше эффективность инвестирования в человеческий капитал. Формула 1. Е - чистый прирост заработка;- ставка дисконтирования;- число лет, в течение которых индивид получает заработную плату. инвестиции в образование оказываются приемлемыми только в случае превышения чистой приведённой стоимости нулевой отметки, то есть величина должна быть положительной.

Это можно представить и графически. График 1. Необходимо сравнить издержки 1, 2 и выгоду 3 при принятии решения об инвестировании в образование.

Перевод"отдача от инвестиций в" на английский

инвестиции в человеческий капитал[ править править код ] Согласно теории человеческого капитала образование — это инвестиция, которая увеличивает навыки и производительность отдельных лиц. Таким образом, люди получают более высокую заработную плату на рынке труда, становятся более компетентными в глазах работодателей [1] и увеличивают доходы. Образование выступает одним из важнейших факторов формирования человеческого капитала, который, в свою очередь, является интенсивным фактором экономики знаний.

Личная и общественная отдача от образования[ править править код ] Отдачу от образования можно разделять на личную частную и общественную социальную. Личная отдача от образования связана с увеличением доходов от дополнительного года образования для индивида, который принимает решение об инвестициях в собственное образование.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит.

Тема 6: инвестиции в человеческий капитал. Понятие человеческого капитала. Формы инвестиций в человеческий капитал. Под человеческим капиталом понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Он включает в себя как врожденные унаследованные способности и таланты, физическую силу и здоровье, так и приобретенные в течение жизни знания, навыки, опыт.

В простой модели предложения труда предусматриваются две альтернативные возможности потратить время - либо на работу, которая приносит доход, либо на досуг, который ценен сам по себе. Вместе с тем существую многие затраты, которые человек несет в течение жизни, которые не только способствуют росту текущего уровня потребления, но и предполагают повышение доходов в будущем , они получили название инвестиций в человеческий капитал.

Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им в процессе образования и профессиональной подготовки, составляют определенный запас производственного капитала. Ценность этого запаса определяется тем, за сколько эти навыки могут быть проданы на рынке труда.

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность

Расчет эффективности инвестиций в образование с учетом их кредитного характера 3 Мая 0 Исследования Стоит ли брать кредит под образование? Является ли высшее образование рентабельным проектом, в который стоит вкладывать заемные средства? Как рассчитать эффективность таких вложений? Каковы количественные оценки подобного рода инвестирования?

Простая модель принятия решений об инвестициях в образование, или модель индивидуальной отдачи от инвестиций, предполагает, что процесс.

Похожие презентации Показать еще Презентация на тему: Одновременно осуществляются государством, самим человеком и его семьей, предприятиями; Отдача от них непосредственно. Образование — главное направление инвестирования, генерирует новый качественный уровень ЧК; Обучение — профессиональное или специальное; в процессе работы ученичество или в отрыве от нее на спецкурсах; общее повышение грамотности и специальное навыки для определенной работы — также большая часть инвестиций; 3 Виды инвестиций по структуре затрат продолжение: Здоровье и питание — увеличивают отдачу от труда, помогают сохранить здоровье и увеличить длительность продуктивного периода жизни; основная форма — медицинское страхование; Мобильность, миграция и трудоустройство, поиск работы, в т.

Вещественные — затраты, связанные с физическим формированием и развитием человека издержки рождения и воспитания детей ; Невещественные — расходы на общее образование и специальную подготовку, медицинские услуги, перемещение рабочей силы. Формальные — получение среднего, специального и высшего образования, а также другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Прямые затраты — оплата обучения, расходы на покупку учебников и материалов, расходы на поиски раоты и смену места жительства, расходы на поддержание здоровья и т.

Общая подготовка — работники оплачивают сами, нет необходимости оплаты её фирмой; Специальная подготовка — оплачивается самой фирмой- работодателем. Есть две возможности для человека, окончившего школу обязательное обучение в момент времени . Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок уже в году , либо продолжить обучение в течение - лет.

Такое решение потребует прямых инвестиций в размере цена обучения, книги и т. Зато его доход очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии .

Ваш -адрес н.

Большая занятость мужчин в индустриальном секторе, в промышленности предполагает получение ими в большей степени профессионального образования соответствующего рабочим специальностям, причем занятость по рабочим профессиям со средним специальным образованием уже обеспечивает достаточную отдачу от образования. В тоже время у женщин существенно более высокий заработок обеспечивает только высшее образование. Гендерные диспропорции в уровне образования в пользу женщин показывают, что само по себе выравнивание уровня инвестиций в человеческий капитал не обеспечивает равенства в экономическом и социальном положении мужчин и женщин.

Механизмы скрытой дискриминации на рынке труда обесценивают высокий уровень женского образования. Можно сказать, что женщинам приходится бежать еще быстрее мужчин для того, чтобы иметь надежду прийти к финишу вместе с ними.

Однако, то, что полезно для семьи, не всегда полезно для общества: инвестиции в образование девочек имеют самую высокую отдачу среди других.

Логическая цепочка и связь основных понятий в этой формуле здесь следующая: Коэффициент качества ЧК объединяет влияние на коэффициент трансформации еще одной группы факторов. Его определим как: Нормированный индекс развития человеческого потенциала ООН для расчетов использовался за г. Ментальность коэффициент ментальности отражает влияние накопленного веками человеческого капитала на характер народа, на отношение к труду, определяет внутреннюю энергию нации.

Ментальность отражена в жизнестойкости и жизнерадостности народа, его законопослушности, инициативности, инновационности стремление к новому, непознанному, к усовершенствованию имеющегося и предпринимательской способности.

Инвестиции, которые принесут Вам максимальную отдачу и без риска.